В разделе "Медиа"/"Записи с концертов" добавлена аудиозапись концерта в Рурмонде (Нидерланды)
В разделе "Медиа"/"Записи с концертов" добавлена аудиозапись фестивального концерта Тараса Багинца в Рурмонде (Нидерланды).
Программа состояла из 2 частей с перерывом на чай.
В первой части прозвучали сочинения европейских авторов де Гриньи и Свеелинка и русского композитора Глазунова.
Концерт открыло сочинение крупнейшего французского композитора эпохи Барокко Николя де Гриньи. Его гимн "Veni Creator" состоит из 5 характерных частей: Гимн - Фуга - Дуэт - Recit de Cromorne - Dialogue sur les Grand jeu.
Сочинения де Гриньи - никем не превзойденные образцы творчества на темы католических гимнов в сочетании с традиционной классической французской сюитной формой. Цикл, написанный на тему гимна Veni Creator, самое известное сочинение де Гриньи, наилучшим образом подходит к типу рурмондского органа капеллы. Яркое роскошное плено и зычный Trompette 8' в педали, прекрасные сольные регистры, возможность создавать причудливые ансамбли голосов - все это есть в этом замечательном инструменте.
Символичным было исполнение на нидерландской земле музыки самого известного композитора этой страны, Яна Питерсзоона Свеелинка. Прозвучала его миниатюра "Благочестивый Симеон" и хорошо известные Вариации на тему песни "Моя молодая жизнь закончилась". Необычная темперация инструмента в Рурмонде и пониженный строй добавляют сочинению остроту гармоний, а яркая интонировка регистров раскрашивает каждую вариацию в неповторимый звуковой оттенок.
В заключении первой части программы прозвучало одно из первых крупных российских сочинений для органа - Прелюдия и Фуга Ре мажор Александра Глазунова. Масштабность сочинения, глубина мысли, своеобразие музыкального языка и, наконец, безупречная полифоническая техника захватывают слушателей с первых тактов и приковывают внимание до самых последних аккордов пьесы.
Вторая часть концертной программы была полностью посвящена музыке французского композитора конца 17 - начала 18 веков Луи Маршана и немецкого композитора и органиста Иоганна Себастьяна Баха.
В известной истории о несостоявшейся дуэли на клавесинах между Маршаном и Бахом, добросовестно повторенной всеми баховскими биографами, рассказывается о несостоявшемся состязании импровизаторов. Поговаривают о том, что Маршан якобы уклонился от состязания, случайно услышав баховскую импровизацию.
Мы никогда уже не узнаем, чем бы закончилась эта дуэль. Да, гений И.С, Баха всемирно признан, но надо заметить, что и музыка Луи Маршана пережила его самого и многие последующие поколения, оставаясь популярной и интересной музыкантам и слушателям в наше время. В 1717 году Маршан был известен всей Европе, в то время как звезда Баха только восходила и его имя было на слуху разве что у немецких ценителей музыки.
Несомненно их поединок мог бы явить высочайшие образцы импровизационной техники, музыкальной изобретательности. Но не стоит однозначно утверждать, что победителем бы вышел Бах.
Кого бы признала победителем дрезденская знать - знаменитого иноземного гастролера или местного умелого органиста и клавесиниста? Это одна из загадок музыкальной истории.
Нам же остается попытаться сравнить уже написанную к 1717 обоими композиторами музыку и попытаться ответить на вопрос: "а как бы я рассудил этих мастеров на месте дрезденской знати в 1717 году?".
Тарас Багинец,
Екатеринбург, 06 сентября 2011