Интервью "Играем сначала" (¦5, 2008)

«Настоящий органист должен быть фанатиком...»

Тарас Багинец. Творческий портрет.

9 апреля в Римско-Католическом Соборе Непорочного Зачатия состоялся концерт «Духовная музыка И.С. Баха. Приношение мастера». Выступал лауреат международных конкурсов Тарас Багинец.

Тарас Багинец - один из ведущих органистов России. Родился в 1975 году в Украине. Окончил Харьковский институт искусств по классу фортепиано и органа (проф. С.Ю. Юшкевич). Совершенствовал мастерство у ведущих европейских профессоров: Хайнриха Вальтера (Германия), Михаеля Радулеску (Австрия), Ханса Фагиуса (Швеция), Зигмунда Сатмари (Германия), Людгера Ломанна (Германия).

Репертуар органиста включает сочинения композиторов различных эпох, стран и музыкальных стилей: от итальянского возрождения к ранненемецкому барокко, от северо-немецкой школы к Иоганну Себастьяну Баху, от романтиков Германии и Франции к авторам 20-го века.

Записи на CD, радио, ТВ.

Концертирует в России, Украине, Германии, Франции, Швеции, Дании, Чехии, Литве, Молдове, Австрии, Польше.

Лауреат  I Премии V Всероссийского открытого конкурса органистов (Казань, 2007)

Лауреат I Премии Международного конкурса органистов в Санкт-Петербурге (2005)

Победитель I-го Международного конкурса органистов им. Олега Янченко (2002)

Лауреат II Премии международного конкурса органистов им. М. Таривердиева (Калининград, 2005)

Лауреат III Премии Международного конкурса органистов в Гессене (Германия, 2003)

Дипломат Международного конкурса органистов имени М.К. Чюрлёниса в Вильнюсе (Литва, 2003, 2007) и др.

После концерта наш корреспондент побеседовал с Тарасом об органной жизни России, о  проблемах обучения юных органистов и о том, как стать органистом в нашей стране.

Путь к органу и обретение профессии

Когда мы с мамой первый раз пошли на органный концерт, я вообще заснул - исполняли Церковные сонаты Моцарта и, наверное, этот репертуар был слишком сложен для 11-летнего мальчишки. Но зато второй раз мне повезло, и я вместе со всем своим школьным классом попал на программу из популярных сочинений И.С. Баха, С.Франка, Л.Боёльмана. Исполнитель - а это был харьковский, а ныне израильский органист, Роман Красновский - играл эмоционально, вдохновенно и меня это увлекло. 

Точно так же, как многие, я окончил музыкальную школу по классу фортепиано и затем продолжил обучение в Харьковском музыкальном училище. Как-то поздно вечером, сидя за роялем в кафедральном классе, я увидел в углу простенький электронный орган. Он был маленький, с двумя мануалами. Очень заинтересовался, что же это за инструмент такой, как он звучит. Возникло непреодолимое желание поиграть на нем, что я и сделал. Спустя некоторое время специально для меня и моего товарища в училище открыли факультатив органа. С этого всё и началось.

Моим первым педагогом стал солист Московской и Харьковской филармоний Николай Олегович Григоров. Благодарен этому человеку за то, что он увлек, дал мне первые знания, умения, поставил первоначальный органный аппарат, допустил к настоящему органу, наконец. Мой консерваторский педагог Сергей Юрьевич Юшкевич - выпускник класса В.К. Мержанова в Московской консерватории, лауреат Международного конкурса им. Королевы Елизаветы в Брюсселе в 1975 году. Я занимался у него и как пианист, и как органист. Он исключительно тонкий и искусный музыкант, замечательный педагог и, что немаловажно, сам концертирующий пианист. Он учил меня главному - музыке. Именно Сергей Юрьевич дал мне основательную фортепианную подготовку, консультировал меня при подготовке к органным концертам. Ведь для того, чтобы понимать музыку  совершенно необязательно отдавать предпочтение какому-то конкретному инструменту. Везде действуют одни и те же музыкальные законы, логика. Я и сейчас не считаю зазорным иной раз обратиться к нему за консультацией, прошу кое-что послушать и дать совет.

Что касается собственно «игры на органе», то  этому я научился уже сам, имея базовую школу от Николая Григорова. Могу сказать, что не я первый, не я последний, кто обучался таким образом. К тому же, в тот период я не упускал случая посетить органные мастер-классы, курсы и частные занятия.

Свой первый сольный органный концерт я дал, будучи студентом второго курса консерватории. Тогда же, в 1996-м, я стал солистом Харьковской филармонии. К моменту окончания консерватории у меня в репертуаре было немалое количество различных произведений, так что сформировать программу выпускного экзамена не составило никакого труда. По окончании консерватории я занял должность штатного органиста Харьковской филармонии и проработал в Харькове солистом Дома Органной и Камерной музыки до 2002 года. В 2002 года меня пригласили в Свердловскую государственную академическую филармонию. Я принял предложение и переехал в столицу Урала. Сейчас играю примерно до 50 концертов в сезоне.

Проблема репертуара.

У органистов «нотный вопрос» стоит особенно остро, но с появлением интернета он стал более разрешим. Благодаря всемирной сети практически любые ноты можно заказать и получить по почте или взять у издательства на прокат, что гораздо дешевле.

Любимый композитор.

Я бы сказал иначе - не конкретный автор, а репертуар, который удается лучше. Конечно, здесь многое определяет темперамент исполнителя, его мироустройство. Для меня, как для исполнителя, скорее ближе немецкая музыка, особенно сочинения И.С. Баха и его предшественников. А вот французскую органную музыку я больше люблю уже как слушатель.

Фанатизм - главное качество настоящего органиста.

Настоящий органист должен быть, прежде всего, фанатиком своего инструмента. Жизнь органиста часто складывается так, что единственный орган, на котором он может заниматься, стоит в концертном зале, время в котором расписано по минутам.

Поэтому с самого консерваторского юношества и много-много лет спустя органисты, как правило, работают в не совсем традиционное для занятий время. В дневное время в большом концертном зале репетирует и выступает сразу несколько коллективов, готовятся к выступлению солисты, а вечерам проходят концерты. Поэтому активное время для органиста - либо раннее утро, либо поздний вечер, а то и ночь. Других вариантов часто просто не бывает. Постоянно жить в таком режиме без фанатизма невозможно! Это одна из причин того, что в органной музыке до вершин добираются лишь музыканты бесконечно влюбленные в орган, в музыку, в своих слушателей.

Специфика обучения детей игре на органе в России.

В России путь начинающих органистов лежит через занятия в фортепианных классах музыкальной школы. И только потом, уже при поступлении в училище, они встречаются с органом. В Европе - ситуация иная. Там органистом становятся уже на начальном этапе. Конечно, и у нас случаются исключения, но даже в этом случае, методика обучения игре на органе очень приближена к фортепианной. Разнятся и учебные программы: в России распространено «концертное исполнительство», Европе не меньшее  внимание уделяется исполнительству церковному. Обучаются не только солировать на концерте, но и вести службы. Будущие органисты изучают Мессу, получают навыки аккомпанемента по генерал-басу и основы импровизации.        
Проблема вторая - нехватка инструментов в России. В консерваториях количество доступных органов ограничено, время на них расписано по минутам на недели вперед. В музыкальных школах, в лучшем случае, имеется один орган, да и тот - электронный. В Европе ситуация немного иная. Органы есть в любой церкви, и даже в небольших городах в музыкальных заведениях стоят несколько инструментов, не говоря уже о консерваториях и академиях. И эти органы трубные, духовые, а не их электронные эрзацы. Некоторые состоятельные родители ставят своим детям маленький орган дома. В России это просто невозможно и дети могут заниматься только в школе или в училище,  далеко не на самых лучших инструментах. А ведь именно к органу, на мой взгляд, в большей мере подходит высказывание: «Играть концерты можно на любом инструменте, но учиться и совершенствоваться - только на самом лучшем!»

Как распознать в ребёнке будущего органиста.

Главное, почувствовать в ребёнке будущего музыканта. А будет ли он потом пианистом, органистом или гитаристом - второй вопрос. У нас нет дефицита органистов. Есть дефицит музыкантов. Настоящих музыкантов.

Русская и Западно-европейская органная школа.

Вся история органной музыки до ХХ века связана с протестантской и католической культурой. Существуют шесть наиболее мощных национальных органных школ: немецкая, французская, итальянская и английская, испанская и нидерландская. Русская органная школа, на мой взгляд, наиболее близка немецкой. Между Россией и Германией давно сложились тесные культурные и исторические связи. Ещё с петровско-екатерининских времен в России жили немцы, которые несли в страну свою культуру. Большинство органов в России сделано немецкими мастерами. Родоначальник Советской органной школы Александр Гедике - немец по происхождению. И его российские предшественники - Хандшин, Хомилиус и многие другие - не без немецких корней.             Долгое время немецкое влияние на российскую органную культуру превалировало над влиянием других европейских культур. Но на рубеже 19-20 веков сенсацией в органной жизни России стала установка французского органа «Кавайе-Коль» в Большом зале Московской консерватории. Казалось, первоначально, все вело к тому, что в консерватории появится инструмент превосходной немецкой фирмы «Walker», построившей немало потрясающих органов (один из них до сих пор радует прихожан Рижского Домского Собора). Но в последний момент все изменилось: тогдашний ректор консерватории Сафонов познакомился с блистательным французским виртуозом, композитором и органистом Шарлем-Мари Видором и тот убедил ректора сделать выбор в пользу  симфонического органа французской фирмы «Кавайе-Колль». В результате,  один из лучших и наиболее интересных органов России - орган Большого зала Московской консерватории - оказался «французом».

Отличие российского органного искусства от западноевропейского в том, что в России орган, прежде всего, светский музыкальный инструмент. Отношение к органу, и к органной музыке в России и странах бывшего СНГ совсем иное, нежели за рубежом. В Европе человек постоянно слышит орган в церкви, его музыкальный язык ему хорошо знаком и понятен, полки магазинов переполнены органными альбомами. В России для тех, кто пришел на органный концерт впервые (а это и сейчас иной раз до половины посетителей концертов), многое не понятно, музыка оказывает только эмоциональное, эмпирическое воздействие. Преодолеть этот барьер можно исполнением органных программы, в которых совмещены просветительская и развлекательная стороны.

На сегодняшний день в России более 30 концертных органов. Концерты органной музыки пользуются огромной популярностью.

Орган - детям

В этом году Свердловская филармония представляет юным поклонникам органа два детских абонемента (разделенных по возрастам). Младшим детишкам играет Владимир Игнатенко, старшим - играю я. В моём абонементе четыре концерта.  Считаю, что самое главное заинтересовать ребёнка, иными словами: поучая - развлекать, а развлекая - поучать. Мы используем современные технологии: используем экран, на котором с помощью компьютера показываются картины старинных мастеров, портреты композиторов, чья музыка звучит со сцены. Получается своеобразный органный урок с видео иллюстрациями для детей и любознательных подростков: музыка в синтезе с видео-рядом и занимательными комментариями ведущей. Иногда после концерта-урока проводится специальная экскурсия «К органу». Это небольшое путешествие в мир инструмента, который занимает целых четыре этажа и может заменить своим звучанием целый оркестр.

Душа органа

Где у человека душа? В какой она оболочке? Разве можно сказать определенно? Так же и у органа. Каждый инструмент - индивидуальность, со своим особым голосом, характером звучания. Чтобы понять «душу органа», надо его прочувствовать, посвятив ему много часов. Говоря словами известного кино-героя Глеба Жеглова: «Для этого  нужно узнать человека, надо узнать, чем он живет, что чувствует. Это трудно, конечно, и попотеть придется. Но зато если ты это сделаешь - он тебе всё расскажет!».

Вот так и работают органисты.

Материал подготовила Майя Солдатова.

 

Для прослушивания установите Flash player