Органный фестиваль "Диапазон" - Львов, Украина, 2011

Органный фестиваль "Диапазон" - Львов, Украина, 2011 

В фестивале этого года Тарас Багинец представлял Россию, хотя сформировался как органист в Украине, и следовало бы в афише и программке написать: «Т.Багинец, Украина-Россия». Он не принадлежит к воспитанникам киевского органного класса Арсения Котляревского, который во львовских концертах и фестивалях представляли Галина Булыбенко, Ирина Калиновская, Ольга Дмитренко, Владимир Кошуба, Валерий Коростелев, Виталий Пивнов.

Тарас Багинец — воспитанник совсем других учителей и традиций — он закончил Харьковский институт искусств, был солистом Харьковского дома органной и камерной музыки, а в настоящее время работает в Екатеринбурге, являясь солистом Свердловской филармонии.

Удачное расписание его концертного графика в Европе позволило согласовать по времени участие во львовском фестивале, и в завершение своей длительной месячной концертной поездки он из Франции, через Германию и Польшу приехал во Львов.

25 июня 2011,

Львов (Украина)

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Piece d'Orgue G-dur, BWV 572
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) Фуга-хорал ля минор
Александр Глазунов (1865-1936) Прелюдия и Фуга Ре мажор
Микалоюс Константинас Чюрлёнис Фуга до-диез минор
Дмитрий Шостакович (1906-1975) Пассакалья из оперы "Катерина Измайлова"
Франц Лист (1811-1886) Папский гимн

Аве Мария
  Прелюдия и фуга на имя В-А-С-Н

С первых же нот его исполнения можно было убедиться во всех тех отзывах о нем, которые можно прочитать в прессе и Интернете после его участия в многочисленных органных конкурсах и концертах. Игра этого крепкого телосложения, с большими и сильными руками органиста оказалась такой же основательной, «крепко сшитой» без изъянов в виртуозности.

В первой же Pièce d'orgue (Fantasie) G-Dur (BWV 572) И.С. Баха он применил интересный прием, которого нет у других исполнителей этой фантазии. Достаточно быструю прелюдию, звучащую около 2 минут, органисты исполняют обычно на одном постоянном наборе регистров, что дает постоянную громкость, а Т. Багинец этот же эпизод сыграл с настолько ярким чередованием форте и пиано, но с одинаковой звуковой окраской. Такой эффект на органе достигается непросто и требует использования разных, но очень тщательно подобранных регистров. Уже на этой второй минуте стало ясно, что перед слушателями большой мастер. Впрочем, дальнейший ход концерта только подтвердил это предварительное впечатление…

Как известно, Т. Багинец является одним из лучших интерпретаторов произведений Чюрлёниса: на конкурсе его имени в 2007 г. он получил специальный приз за лучшее исполнение произведений литовских композиторов. Как и живопись этого художника и композитора, его пьесы прозвучали воздушно, прозрачно и красочно — трудно сказать, заслуга тому — опыт восприятия картин Чюрлениса или мастерство исполнителя? А то необычное построение программы, в которой два произведения Чюрлениса были разделены Прелюдией и фугой ре минор Глазунова, лишь оттенило достоинства произведений обоих композиторов. Обычно несколько занудная фуга Глазунова получила у Багинца неожиданную привлекательность и даже очаровательность. (Вот чем полезно иногда посещать «живые» органные концерты хороших исполнителей!)

Пожалуй, наибольшие аплодисменты слушателей и их энтузиазм вызвало исполнение Пассакалии из оперы «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича. Тяжелое, мрачное, с драматургической закваской произведение, великолепное по своему построению и мелодизму, в переложении для органа прозвучало основательно и с трагизмом. После концерта исполнитель признался, что не очень любит исполнять современную музыку, но в отношении этого композитора и этого произведения невозможно устоять. Хочется пожелать побольше таких изумительных и точных исключений в будущих программах Тараса Багинца!

В этом году повсеместно отмечается 200-летие со дня рождения Ференца Листа. В органных произведениях Листа очень хорошо видна его самобытность, стремление к поиску новых путей выражения звука, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов. Органисты охотно включают его творения в свои концерты потому — они дают простор исполнителям в выражении и безусловно красивы. Пожалуй, в этой листовской стихии Т. Багинец смог наиболее полно раскрыться эмоционально, когда верх в исполнителе берет не профессионализм и подготовленность, а чувство и эмоция, выражение которых подкреплено этими самыми профессионализмом и подготовленностью. Если в «Папском гимне» исполнитель сумел передать сакральный характер произведения, торжественность, всеобъемлемость церкви, то в «Аve, Maria» звучали возвышенность и задушевность. Среди органных произведений Листа наиболее часто исполняемым является «Прелюдия и фуга на тему В-А-С-Н». Это другая «баховская» Токката ре минор, только Ференца Листа. Безусловно, трудно находить в этом игранном-переигранном произведении новые черты и нюансы, но зато весьма интересно слушателям слышать новые интерпретации. Т. Багинец блестяще справился с задачей.

Слушать его исполнение было и приятно и интересно. Этот концерт был первым в серии концертов фестиваля, потому, видимо, реклама и средства Интернета еще не в полной мере сумели достичь внимания потенциальных слушателей. Хотелось бы, чтобы первые концерты ежегодного фестиваля посещало больше почитателей – они, как правило, достойны того!

(С.Калиберда - Фестиваль "Диапазон")

Для прослушивания установите Flash player